На Вальпараисо и Сантьяго надо как минимум по дню
Расположение | 4 |
Экскурсии / отдых | 5 |
Отношение жителей | 5 |
Заканчивая наш круиз в Вальпараисо, мы, имея ограничения по датам обратного вылета из Сан-Паулу, разрывались перед дилеммой:
- или три дня только в Вальпараисо с Винья-дель-Мар и Сантьяго
- или полёт на остров Пасхи
- или блиц-вояж на водопады Игуассу.
Победила экономическая целесообразность.
Авиарейсы на остров Пасхи монопольно выполняет из Сантьяго или Лимы (Перу) только чилийская авиакомпания LAN. Цена авиаперелета в отсутствии конкуренции постоянно держится в районе 500-1000 долларов (туда-обратно).
На четверых суммарно получалась почти цена нашего 16-дневного круиза. Мозг просто отказывался проявлять подобную щедрость. Поэтому идею с островом Пасхи отложили до лучших финансовых времен.
Зато Чудеса ценообразования авиатарифов давали одинаковую цену (около 400 долларов) перелета из Сантьяго,
что до Сан-Паулу (в одну сторону),
что до бразильского Игуассу Фоллс (с пересадкой в том же Сан-Паулу). Причём туда-обратно.
Поэтому был выбран последний вариант.
Получались такая насыщенная впритык программа:
1 день. Прибытие в порт Вальпараисо. Осмотр трех городов (Вальпараисо с Винья-дель-Мар и Сантьяго) с помощью русскоязычной экскурсии-трансфера от "Виа Марис". Вылет в тот же день в 17.00 из Сантьяго в бразильский Игуассу Фоллс с ночной стыковкой в Сан-Паулу.
2 день. Утренний прилет Игуассу Фоллс. Посещение парка птиц, бразильской стороны водопадов, плотины Итайпу.
3 день. Посещение аргентинской стороны водопадов Игуассу и обратный вылет в 13.00 (!) в Сан-Паулу, откуда в 17.00 вылетали в Европу.
P.S. Изначально аргентинская сторона планировалась сразу же по прилёту (как дальняя и более продолжительная),
а бразильская сторона на следующий день (как ближняя к аэропорту для обратного вылета), но экстремально сложилось так как написано выше.
Реально получилось "галопом по южным америкам". И это, увы, плохо! Полностью расслабиться и насладиться прекрасными видами не удалось. В спешке главной мыслью было "только бы не опоздать на самолёт".
Поэтому, если попадете в те края, то уделите каждому месту минимум по 2 дня. Они того заслуживают.
============
Накануне прихода в порт нам раздали назад заграничные паспорта, сданных при посадке. В паспортах прибавились (без нашего участия) много печатей и неоднократных отметок пограничных служб четырех стран:
Бразилии. Аргентины, Уругвая и собственно Чили.
Порт в Вальпараисо - это морские ворота Чили. И прежде всего - военные, затем - грузовые, и лишь в последнюю очередь - пассажирские.
Пассажирские круизные лайнеры появляются здесь намного реже, чем в Рио, Монтевидео и Байресе.
Пешком по порту перемещаться запрещено. И секретность соблюдается, да и заблудиться легко. Поэтому от борта лайнера до пассажирского терминала курсируют синие шаттл-басы - каждые 5 минут.
В пассажирском терминале необычайно тщательно ( с обнюхиванием спецовчарками) проходил таможенный досмотр на наличие продуктов, запрещенных ввозу в Чили. Нельзя ввозить всё мясное, молочное, фруктовое и овощное.
Вобщем, ничего съестного в Чили с корабля выносить нельзя - Вечный КАРАНТИН!
Т.ч. если вы захотите прихватить из буфета на корабле что-то съестное на дорогу, тщательно выбирайте ассортимент.
После таможни, с обнюханными чемоданами выходим на притерминальную территорию. Здесь много встречающих с табличками, а наша русская группа направляется к туристическому автобусу, который повезет нас на заключительную экскурсию-трансфер: Вальпараисо, Винья-дель-Мар, Сантьяго.
Нельзя такой интересный город осматривать лишь пару часов проездом (трансфером в аэропорт) из окна автобуса.
Это туристическое преступление, которое мы совершили!
Не повторяйте его. Побудьте в Райской Долине - Вальпараисо минимум полный световой день.
И если вам удалось посвятить прогулкам по Вальпараисо несколько часов, то сразу же проникнитесь особым очарованием этого портового города. Чем-то он похож на район Ла-Бока в аргентинской столице, только с фуникулёрами.
Я бы назвал эти районы-скворечники - "цивилизованными" фавелами. Где роль цивилизации играет механические подъемники-фуникулёры.
Быть в Вальпараисо и не покататься на вагонетке-фуникулёре, это как в Питере не прокатиться ночью под разводными мостами, а в Лондоне не сделать круг на колесе обозрения "London Eye". Не всем туристам удаётся это сделать с первого раза. Мы наверстали упущенное в Сантьяго.
Центральной площадью Вальпараисо, на которую везут туристов является Plaza Sotomayor прямо около порта и конечной станции метро (пригородной элеткрички). Здесь расположено здание ARMADA DE CHILE. То ли Адмиралтейство, то ли Морское Министерство, то ли Штаб ВМФ. В центре площади - памятник капитану национальному герою Артуро Прату и его мавзолей.
Красиво смотрится отреставрированная эклетика - прошловековые фасады со стеклянной начинкой.
Общественный транспорт в Вальпараисо представлен автобусами и троллейбусами, потрепанного вида.
Такие же видел в финансовой столице Бразилии - Сан-Паулу.
Для полноты транспортной картины надо добавить, что в Вальпараисо есть скоростная железная дорога, названная METRO. Хотя по сути это пригородная наземная электричка. Её протяженность 43 километра. На ней 20 станций, из которых только 4 под землей.
Железная дорога соединяет все курортные городки на побережье и горные поселки. И служит надежной альтернативой наземному транспорту. Стоимость билета довольно дорогая для ЮА - около 3 долларов. Сами не успели воспользоваться, но подсказываю для тех, кто планирует посещение Вальпараисо.
ВИНЬЯ ДЕЛЬ МАР - Чилийское МОНТЕ-КАРЛО
Живя на крутых склонах и работая в порту, жители Вальпараисо решили зону отдыха сделать в соседней бухте Винья дель Мар, что в 7 километрах. Остроили там чилийское Монте-Карло, фешенебельный курорт с казино. Столичные богачи приезжают из Сантьяго покутить здесь в своё удовольствие
Десять минут по автостраде или на метро и ты оказываешься в городе, совершено не похожем на портовый Вальпараисо. Разительный контраст!
Вода в Тихом океане здесь даже в жаркий сезон, увы, не прогревается до комфортных температур. Народ в основном загорает и лежит на песочке. Несколько километров пляжной береговой линии, где можно дать волю чувствам.
Стратегически важное транспортное сообщение между чилийской столицей Сантьяго и портом Вальпараисо
прежние и нынешние власти всячески пытались облегчить. Горный рельеф не позволял построить скоростной автобан, пока не прогрызли пару туннелей, которые сократили путь на добрый десяток километров и позволили избежать крутого горного серпатина и перевалов.
Теперь расстояние между столицей и портом уменьшилось почти до одной сотни километров, которые легко преодолеваются за час с небольшим. Раньше на это требовалось в два-три раза больше времени.
Новый скоростной автобан подписал "смертный приговор" железнодорожной ветке Сантьяго-Вальпараисо. Поездка по рельсам занимает 4-5 часов и ныне поезд не выдерживает конкуренции. Пассажирское сообщение по ж/д практически прекращено.
Поэтому круизерам, привыкшим к скоростным европейским электричкам из столиц к портам (например: Рим - Чивитавекья), увы, ж/д не в помощь. Из Сантьяго в Вальпараисо (и обратно) ходят рейсовые автобусы-экспрессы.
Первый горный перевал через склоны Береговой Кордильеры (Кордильера-де-ла-Коста) с панорамным видом на оба города. Помахали ручкой Veendam, который едва виднелся в недрах порта. Далее сто километров унылого горного пейзажа Анд с выжженной на солнце растительностью.
Конкретно, к осмотру Сантьяго домашнюю работу не делал. Понадеялся, что есть в чилийской столице двухэтажные красные экскурсионные автобусы. Мол на них и прокатимся. Всё узнаем с чистого листа. Цена билета на туристик бас около 40 долларов - самая высокая среди аналогичных. Хотя в Чили цены в целом невысоки. Русского языка, увы, нет. На него точно можно сесть на центральной Площади Оружия - Plaza de Armas. Там же ходит с плакатом кассир-промоутер.
Однако, когда Виамарис подтвердил, что набралось достаточно желающих на экскурсию-трансфер: Вальпараисо, Винья дель Мар, Сантьяго, то забронировал её. Ведь у нас вылет из Сантьяго был в тот же день в 17 часов.
Самое главное впечатление от Сантьяго - это не сам город и его небоскрёбная архитектура мегаполиса, а ГРОЗНОЕ величие окружающих гор. Даже в столице Анды гордо показывают жителям, кто здесь хозяин.
Про эксурсию.
Автобус привез нас к правительственному дворцу Ла Монеда (печально знаменитому - здесь в перестрелке погиб президент Альенде).
От дворца Ла Монеда к центральной столичной площади PLAZA DE ARMAS ведет пешеходная улица, аналог московского Арбата и барселонской Рамблы. Художники рисуют портреты на ваших глазах и продают другие свои работы.
Около нашей группы остановилась молодая высокая женщина и на чистейшем русском языке поинтересовалась откуда мы все. Очень удивилась, что мы все из круиза, да ещё соотечественники. Она живет в Сантьяго несколько лет, переехала из России, когда вышла замуж за чилийца. Говорит, что русскоязычные туристы пока редкость в Чили. Поэтому обрадовалась, услышав родную речь.
Немного рассказала о быте и семейном укладе чилийцев. Обычно детей в семье более трёх, после свадьбы стараются не съезжать от родителей. Работают 90%, поэтому особо бедных и трущоб в Сантьяго нет. Средний уровень зарплат позволяет купить в кредит и автомобиль и недвижимость под низкие проценты.
Уровень преступности в Чили один из самых низких, что не мудрено, судя по количеству карабинеров, увиденных нами за короткую поездку по городу.
На всех четырех сторонах и рядом с Плаза де Армас расположены множество достопримечтальностей:
памятники:
- основателю города Педро де Вальдивия,
- первому кардиналу Чили Хосе Мария Каро,
- монумент "Свобода Америки".
Дом губернаторов, Муниципалитет, Исторический музей, Центральный Рынок - Меркадо-Сентраль, Почтамт, Муниципальный театр Оперы и Балета.
Но простой народ в первую очередь идёт в Кафедральный Собор, самый большой в Чили. В целом показалось, что прихожане в католических храмах в Южной Америке по сравнению в Европой более искреннее в своей вере. В Сантьяго мы попали на завершение мессы. Под куполом разносился голосок певчего, к падре выстроилась очередь за благословлением... Энергетика ощущалась во всем, словно воздух был насыщен молитвами к Всевышнему. Реально намоленное место.
После официальной экскурсии, которая закончилась в 14 часов, у нас перед отлетом было пару часов
свободного времени, которые посвятили поездке на фуникулёре на гору Сан-Кристобаль (гора Святого Христа), на которой стоит статуя Девы Марии с часовней.
Билеты на фуникулер имеют несколько тарифов. Один тарифов включает в себя и билет в местный зоопарк,
который находится на середине горы и вагончик делает там остановку по пути наверх.
Фуникулёр был построен в 1925 году, неоднократно ремонтировался, а вот вагончик специально оставляют в винтажном обшарпанном стиле по макету самого первого фанерного вагончика. Аж даже боязно было в нём находится. Ощущение, что развалится при подъеме-спуске.
Вид слева - просто заставил раскрыть рот... Прямо непролазной стеной высился отвесный горный массив. Он был настолько огромен, что складывалось ощущение, что он будто нависает над Сантьяго. Хотя находится в двух десятках километрах от мегаполиса.
Эверест, не Эверест, но Андский горный монстр, его высота и массивность вызывали недобрые предчувствие.
Как оказалось, не зря - именно с той стороны два года назад 27 февраля 2010 года на Сантьяго обрушилась беда - почти 9-бальное землетрясение. 800 погибших и 1200 пропавших без вести в столичной англомерации. Цунами, обрушившееся на соседние чилийские островки и все побережье. Волны дошли до Японии, Камчатки и Австралии.
Не подлежало восстановлению 500 тысяч домов, поэтому 2 миллиона жителей остались без крова. Из-за землетрясения ось вращения Земли сместилась на 8 см, а время суток сократилось на на 1,2 микросекунды
В целом Сан Кристобаль - популярнейшее место отдыха. Это огромная парковая зона в центре 6-миллионного мегаполиса. Здесь организован Городской Парк - PARQUE METROPOLITANO. В его состав входят Зоопарк и Ботанический Сад на склонах горы.
На вершине горы 36-метровая статуя Девы Марии с часовней, мемориал Папы Римского Ионна Павла II, концертно-выставочный комплекс и сцена. На гору помимо фуникулёра можно попасть ещё и по канатной дороге, похожей на горнолыжный подъёмник с кабинками на четверых пассажиров. И конечно же на автомобиле. Въезд платный.
Самая высокая точка чилийской столицы (860 метров) - святое место чуть ли не в пятой степени. В городе Святого Иакова (Sant-iago) на горе Святого Христа ( San Cristobal) находится 14-метровая статуя Пресвятой Девы Марии, мемориал Матери Иакова ( Madre de Santiago), мемориал Папы Римского Иоанна Павла II (недавно причисленный к лику Святых).
Время регистрации на авиарейс неумолимо приближалось. Глядя на карту Муниципального Парка на горе Сан-Кристобаль, понимаешь, что здесь есть заняться и поразвлекаться.
Но надо покидать гостеприимный Сантьяго. У нижней станции фуникулёра есть стоянка такси, на котором поехали в аэропорт.