Марсель - морское сердце Прованса
Расположение | 3 |
Экскурсии / отдых | 5 |
Отношение жителей | 4 |
Наш круиз начинался в Марселе. Прилетели из Москвы ночью. Аэропорт Marseille Provence находится в 27 километрах от центра города, и поездка на такси до него - удовольствие не из дешевых. По ночному тарифу по счётчику оказалось 68 евро. По пути было очень много длинных и платных туннелей, один из которых проходит под старым портом и через весь город.
Семейные апартаменты Residhotel Le Grand Prado с кухней, балконом и спальней бронировал на букинг.ком. 58 евро/ночь. За три ночи - 174 евро. Мы впервые бронировали гостиничный номер типа апартаменты с кухней. По сути это двухкомнатный номер плюс кухонный уголок со столом в большей из них. Для семьи из четырех человек - очень удобный вариант.
Кухня оборудована микроволновкой, электрочайником и соковыжималкой. Есть холодильник и даже средство для мытья посуды. Много посуды, стаканов и столовых приборов.
Наш первый полный световой день в Провансе решили посвятить осмотру Марселя. Маршрут и основные достопримечательности у всех туристов на слуху - Старый порт, рыбный рынок, остров Иф, Собор Нотр-Дам-Гард.
От нашей гостиницы около станции Prado Perrier до Старого порта Vieux Port всего лишь три станции на метро c пересадкой.
В Марселе две линии метро (синяя и красная) с 24 станциями. Им в подмогу запустили еще две линии скоростного трамвая (желтая и зеленая линия). На станциях нет живых кассиров-продавцов билетов, только автоматы.
Тарифов несколько. Одинарный билет стоит - 1.5 евро. Безлимитный проездной на трое суток - 10.5 евро. Мы покупали одинарный билет по групповому тарифу на 4 персоны - 4.7 евро. Дизайн станций и вагоны понравились - уютные и симпатичные. Метро ещё и бесшумное. Там нет такого грохота и лязга железных колес. Почему? Потому что железных колес нет. Поезда ездят на резиновых шинах по широким рельсам. Очень необычно.
В знаменитом Старом порту Марселя рыбный рынок работает с раннего утра и уже к полудню закрывается. Мы приехали к десяти утра и еле успели к "шапочному" разбору. Марсельские домохозяйки раскупили лакомые кусочки...
Слева расположены посадочные причалы моторных лодок, везущих на острова Фриульского архипелага в паре километров от порта. Среди них - остроф Иф, описанный в романе Александра Дюма "Граф Монте-Кристо". Но, увы, из-за плохого прогноза погоды навигация к нему была отменена. Зато можно было съездить на два других островка, посмотреть птиц. Но нам не захотелось.
Решили просто погулять по набережной и вскоре на правой стороне обнаруживаем конечную остановку туристик-баса "Le Grand Tour" бело-желтого-синего цвета. Как раз через 10 минут в 11.00 он отправлялся в рейс. Но русского языка в аудиогиде у него нет.
Рядом с остановкой расположены кассы и причалы лодок отправляющиеся к каланкам - скалам в бухтам (мини-фьорды).
Пока размышляли - сплавать к каланкам или проехаться на втором этаже туристик-басе - небо, покрытое свинцовыми тучами, само дало ответ. Начался дождь. Поэтому отказались от обоих вариантов.
Пришлось переходить к плану "D", потому что
план "А" - остров Иф,
план "B" - каланки
план "С" - туристик-бас
отпали по причине дождя.
План "D" предусматривал подъём к Собору Нотр-Дам де ля Гард (Notre-Dame de la Garde) либо на паровозике (за 7 евро с персоны) либо на муниципальном автобусе №60 (за 1 евро 80 центов). Благо оба проезжали мимо нас по правой набережной.
Но и план "D" решили отложить на вторую половину дня. Вдруг распогодиться и увидим Марсель сверху без дождевой пелены. Следующим запасным вариантом был план "Е".
Это не просто очередная буква алфавита, а первая буква в слове "ЕДА". То есть нужно забежать в кафешку-кондитерскую, попить кофе с французскими круасанами, шоколадными эклерами... Поднять себе настроение...
Что и было с удовольствием сделано.
За неделю до отлёта, будучи в книжном магазине, взор обратился на полку с путеводителями. Названия "Прованс и Лазурный берег", "Гран-Канария и Тенерифе" прямо указывали на наши первые и конечные пункты будущего вояжа. Решил подстраховаться и купил. Почитать на досуге в самолёте, в каюте, в гостиничном номере.
Откровенно говоря, путеводители показались скучноватыми и суховатыми. Никакой лирики, интриги, детективных загадок и авторских отступлений. Без авторской изюминки.
И вот сидим в кондитерской, уплетаем круассаны, смотрим за окном, как капает и капает мелкий дождик и прекращаться не собирается. Заглядываю на страницу Марселя в путеводителе и что вижу-читаю:
пошаговую иструкцию, как провести пешую экскурсию по старому городу.
Вот тогда мы и поняли истинную ценность путеводителей Томаса Кука. Точность попадания и верность маршрута просчитана в книге плюс минус 100 метров. Таких интересных закоулков и лестниц в старом Марселе сами мы бы никогда не нашли.
Следующие два часа мы с интересом бродили под зонтиком по старому Марселю, следуя схеме в книге. Мы не сахарные, расстаять под дождём не боимся. Раскрыли зонтики и вперед по слякотным мостовым и лестницам! Тем более подробных указателей для туристов много. Потеряться сложно.
Естественно, по пути в Старом Марселе попадалось много сувенирных лавок со знаменитым прованским мылом всех цветочным ароматов с лавандовым во главе. Купили пару кусочков и в тот же вечер начали использовать
его по назначению в ванной комнате.
Вообще заметил одну особенность - знаменитые туристические фишки хороши только когда их используешь на месте приобретения. Хамон особо вкусен, когда его кушаешь в самой Испании, плод кактуса вкусен, когда его пробуешь в Тунисе. Сироп рожкового дерева, когда его пробуешь на Родосе. Всё это привезённое домой, почему-то теряет половину вкусовых качеств... Атмосферы не хватает...
Так что три для в Провансе мы мылись прованским лавандовым мылом-скрабом. На дне ванны оставались темные "песчинки" - элементы цветочных ингредиентов. Дома вдруг это же мыло стало сушить кожу. Вода, наверно, другая...
Надежда, что мелко-капающий моросящий дождик прекратится и мы сможем сухими подняться на 186-метровый холм, где построен видный отовсюду Собор Нотр-Дам де ля Гард, увы, не оправдалась. Однако это не повод отменять поездку наверх. Да и мунициальный общественный автобус №60 подошел к остановке. Билет у водителя стоит дороже - 1.8 евро.
Эх, с утра не сообразил взять в метро билет на 10 поездок за 13 евро. Это аналог барселонского билета T10. Билет в Марселе единый на все виды транспорта. Нарисовано шесть значков: метро, трамвай, автобус, катер
и ещё два каких-то изображения транспортного средства.
Доехали минут за пятнадцать.
Собор Нотр-Дам де ля Гард занимает стратегическое место на центральном холме Марселя. Но архитекторам удалось сделать так, что он не доминирует, а всего лишь обозначает свое присутствие. Даже вблизи не столь явственно чувствуется та мощь, которая заложена в него.
Туристы в основном поднимаются сюда ещё из-за красивых видов на город. Отсюда он, как на ладони во все четыре стороны.
Совет - российская 2-рублевая монета подходит для оплаты к подзорным трубам на смотровых площадках Нотр-Дам де ля Гард вместо 50 евроцентов. Попробовали, всё получилось.
На второй день мы поехали на электричках в Авиньон, Ним и на автобусе к акведуку Понт-дю-Гар. Вышли из отеля в 8 утра, а вернулись полпервого ночи. Марш-бросок на общественном транспорте по прованским городкам запомнится надолго - сменили три электрички, два автобуса и прошли пять километов пешком по национальному парку Понт дю Гар.
Логистика передвижений по Провансу была проста:
1) на утреннем поезде с вокзала SAINT CHARLES в город Ним Nimes (120 км), осматриваем его пару часов. Цена взрослого билета - 26.90 евро, детского - 20 евро. Была пересадка в Авиньоне. Вокзал в центре, прогулялись и по нему. Городок понравился.
2) на автобусе В21 Nimes - Pont St Esprit из Нима до акведука Понт-дю-Гара (20 км). Осматриваем его час.
Возвращаемся так же.
Ценообразование французских железных дорог ну очень странное. Покупая на вокзале в Ниме обратные билеты в Марсель, автомат выдал очень льготный семейный тариф с 75% скидкой, то есть за 5 евро 80 центов. К оплате - 23.20 евро за четыре билета вместо 94 утром. Вау!!! Ну, очень приятная экономия!
В Марсель приехали в полночь, метро ещё работало и в полпервого ночи мы уже были в гостинице.
30 марта, в день начала круиза над Марселем наконец засияло солнце!
По предварительному плану хотели успеть съездить в ближайший городок Экс-н-Прованс (Aux ne Provance), однако необъяснимое предпосадочное настроение, откровенно подсказывало - не надо...
День посадки на круиз надо посвятить именно посадке. Собирать потихонько чемоданы и ...в порт! Даже на морскую прогулку на остров Иф не хотелось, хотя погода позволяла.
Не спеша погуляли по проспекту Прадо, вернулись в гостиницу, попросили на ресепшене вызвать такси. До порта по счётчику вышло 28 евро.
В круизном терминале царит праздничная атмосфера от MSC. Повсюду флаги и указатели компании.
После проверки багажа надо его надо сдать-положить на транспортную ленту-конвейер. Служащий проверяет, чтобы была багажная бирка с номером каюты. Тем у кого их нет (а у нас не было) выдаёт пустые бирки.
Транзитные пассажиры, для которых Марсель промежуточный порт, поднимались по обычному трапу с причала. Новые пассажиры идут на корабль по стеклянному коридору-телетрапу, который ведёт сразу в Атриум. Это всегда производит эффект для новичков-пассажиров - после контейнеров в грузовом порту увидеть сразу блеск, шик, красоту! Ах! Атриум со стеклянными панорамными лифтами! Ах! Люстра и лестницы с кристаллами Сваровски!
Встречает новых пассажиров менеджер-хостесс, смотрит бортовую карту, на которой написан номер каюты. Далее хостесс приставляет к вам сопровождающего стюарда (или стюардессу), который ведет вас к вашей каюте. Сопровождающий стюард до каюты при посадке - такое случилось впервые за четыре круиза. В этом плане сервис как у круизных компаний класса "люкс".
Прованс нам понравился, не смортя на нетипично холодную и пасмурную погоду в конце марта. Мы вообще приверженцы лозунга - У природы нет плохой погоды.