ПОИСК КРУИЗОВ на КРУИЗЫ НА ПРАЗДНИКИ КРУИЗНЫЕ СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ
El BaklanEl Baklan
Россия Ростов-на-Дону
Страны: 121
Круизы: 15
Отзывы: 18
Порты: 36
Рассказы: 3
294
Дата круиза - Август 2012
Лайнер: Ortelius
Регион: Северная Европа.
4.0 Рекомендую
Интерьер 4
Каюта 4
Питание 4
Сервис 5
Развлечения/спорт/релакс 3

К самым северным рубежам Родины - Земле Франца-Иосифа

16 декабря 2015
7786
104

Однако, скалистых участков на Земле Франца-Иосифа не так уж и много. По статистике более 80% территории архипелага покрыто вечными льдами! Покрывные ледники толщиной до полукилометра похоронили под собой многие крупные острова. Чуть голубоватые льды лежат себе спокойно и не особо торопятся сползать вниз по долинам или падать, откалываясь, в море. Даже в Антарктиде льды кажутся менее статичным элементом пейзажа. Здесь же лёд кажется хозяином положения, доминирующим элементом ландшафта! Он обосновался надолго.

Побережье некоторых островов - сплошная многометровая стена сверкающего льда, под которым даже не видно земли, на которой он покоится. Такие острова полностью безжизненны - птицы на них не гнездятся, медведи не выбираются. Настоящее царство Снежной Королевы!

Конечно айсберги от краёв ледника потихоньку откалываются и заполняют проливы между островами, но, сказать по-честному, с точки зрения любителя айсбергов ЗФИ здорово уступает Гренландии! Видимо, у Земли Франца-Иосифа всё ещё впереди - если потепление в Арктике продолжится, то здешние ледники наконец-то зашевелятся, поедут вниз и... заполнят своими осколками всё Баренцево море!

Впрочем, фотогеничные экземпляры встречаются в Русской Арктике уже сейчас - просто их не так много, как в Гренландии и в Антарктике. И они не такие большие, к сожалению... Но птичкам нравятся и эти, пока ещё маленькие, айсберги - им сверху видно всё!

Вернёмся на сушу - там ещё много чудес! Одна из общепризнанных геологических редкостей Земли Франца-Иосифа, которая уникальна практически в мировом масштабе - это знаменитые каменные шары острова Чамп. Шары достигают в диаметре двух-трёх метров и, за исключением некоторых сколов, близки к правильной геометрической форме. Образовались они, как принято считать, в результате цементирования частиц песчаника сульфидом железа. Причём сера для образования сульфида постепенно мигрировала из некоего органического ядра, находящего в центре каждой шарообразной конкреции. То есть, грубо говоря, внутри шаров погребены дохлые хомячки, которые медленно разлагаясь, концентрированной сероводородной вонью пропитали землю своей песчаной могилы и склеили её в плотный комок красивой формы... Enjoy!

Мало кто знает, как на самом деле выглядят самые северные земли России. Есть на Земле Франца-Иосифа солнечный остров Рудольфа, почти полностью покрытый ледяным панцирем. На севере этого острова из-под ледяных пластов торчит небольшой вулканический мыс, называемый Флигели. Вот он-то и является самым северным клочком суши, принадлежащим Российской Федерации. И по совместительству - самой северной надводной частью континента Евразия!. Причём мыс этот живой - на нём расположилась гнездовая колония моевок. Самая северная во всём мире!

Мыс хорошо охраняется боевыми медведами с балалайками! Только мы собрались высадится на самый северный пляж Евразии, как на снежнике над нашими головами появилось двое Стерегущих Рубежи.  Встали они плечом к плечу - точнее, бедром к бедру! В результате высадка получилось скомканной - выскочили, сфоткались и назад, в нейтральные воды! Евробабушки, правда, были в восторге - вот она, настоящая Россия! 

А вот и самый северный пляж России - Южный берег Северного Ледовитого океана! Медведи бдят в патруле справа вверху, за обрезом кадра. А гид с винтовкой наизготовку у меня за спиной стережёт покой туристов. Жаль, что не пьяный и не в ушанке - атмосфера была бы аутентичнее!

А справа и слева от мыса широко и привольно раскинулась Русь-матушка! Мы немного прошли вдоль её приветливых берегов. Если западнее мыса Флигели лёд хоть как-то, пусть и нехотя, выпускает землю из-под себя на белый свет, то к востоку от самого северного клочка Евразии ледник идёт сплошной непрерывной стеной, уходя вдаль, насколько хватает глаза... Смотрится довольно величественно, надо признать! Это неудивительно - западные побережья островов на ЗФИ всегда чуть теплее, чем восточные - с юго-запада доносится дыхание Гольфстрима, оттуда приходят тёплые и влажные североатлантические циклоны, а с востока дует только холодный ветер с бескрайних ледяных полей Арктики.

В нашем заплыве вдоль ледника выявились интересные различия в ментальности русских и европейцев. На нашей "русскоязычной" лодке гидом и драйвером был опытный российский учёный Андрей Волков, вот уже почти 20 лет работающий гидом в компании Oceanwide. Почти на всех остальных "Зодиаках" драйверами были европейцы. Вообще-то, европейские правила безопасности строго запрещают приближаться к срезу ледника ближе, чем на 200 метров, но ведь так хочется!

Я с невинным видом рассказал историю-дразнилку про то, как мы в Гренландском круизе с русскими Зодиак-драйверами чуть ли не в ледяные пещеры в леднике заплывали, а я лично грыз лёд прямо с гигантского айсберга!  Андрей покрутил пальцем у виска, шумно осудил такой неоправданный риск и... потихоньку взял курс прямо на glacier front! В общем, подошли мы к нему на расстояние метров десять, повылавливали льдинок погрызть, пофоткали ледник крупным планом. Короче, наслаждались родными берегами до тех пор, пока к нам не подлетела лодка с возмущёнными европейцами. Оказалось, Андрей ещё и потихоньку выключил рацию, так что нас никто по-другому и остановить-то не смог!

Некоторой пикантности моменту мог бы придать тот факт, что за неделю до этого на Шпицбергене осколками рухнувшей с ледника глыбы льда убило одного туриста и ещё одного покалечило, но мы на тот момент ещё об этом не знали, сообщение пришло днём позже. Мораль проста - я лично в экспедиционных круизах всегда стараюсь прыгнуть в лодку к русскому драйверу, особенно если это член команды судна, а не гид. Ребята-матросы совсем безбашенные!  Но если вы предпочитаете safety впечатлениям, то вам прямая дорога в лодку к англосаксам или немцам!

Пару слов о высадках. Они в этом круизе были конечно, но, в общем и целом, на Земле Франца-Иосифа не стОит особо рассчитывать на масштабные прогулки. Тот же Шпицберген, не говоря уж о Гренландии, подходит для треккинга гораздо больше! Свободной от льда земли на ЗФИ мало, медведей на этой земле много (а в случае появления белого медведя в поле зрения высадка стремительно сворачивается или отменяется), да плюс ещё везде крутые склоны и хлюпающая оттаявшая мерзлота под ногами - особо не разгуляешься, короче! Но если высадиться удаётся, впечатления обеспечены! 

Самым ярким "сухопутным" впечатлением в этом круизе для нас стала, несомненно, высадка на острове Циглера, где мы прогулялись до гребня ледниковой морены с шикарными видами на окрестные ледники, заполненную айсбергами бухту и красивый соседний остров Угольные Копи, по которому бродили целых два медведя, хорошо заметных в бинокль. Вполне возможно, что в этих местах ещё не ступала нога человека - остров расположен в глубине архипелага. Мы сами зашли туда практически случайно, в поисках тихого места для традиционного вечернего барбекю на палубе - и никто из нашей опытной команды гидов, некоторые из которых уже были на ЗФИ по 7-8 раз, в этом месте ранее не бывал! Советских военных объектов в этой части архипелага тоже вроде бы не было и нет.

Тут-то нас и застал самый красивый за всю поездку закат - как раз под барбекю с пивком! Север сдержанно улыбнулся нам...

Учитывая вышеперечисленные проблемы с сухопутным перемещением по Земле Франца-Иосифа, основным средством исследовании для любознательных туристов становится надувная лодка-"Зодиак" с мощным мотором! Можно сказать, что это сафари-джип арктических архипелагов. "Зодиак" способен даже растолкать небольшие льдины, а по чистой воде может мчаться со скоростью до 30 км/час, позволяя покрывать приличные расстояния на прибрежных мелководьях, куда не может подойти экспедиционное судно. Это рабочая лошадка полярного туризма.

Отдельным пунктом в программе полярных круизов компании Oceanwide Expeditions идёт выход в открытый Ледовитый океан. Курсом на Северный Полюс наш кораблик пилит до границы паковых льдов. На полном ходу врубается в них, и гиды на мостике приникают к биноклям в поисках кочующих белых медведей. На это обычно отводится целый экспедиционный день. Так в прошлом году было на Шпицбергене, так получилось и в этот раз на ЗФИ. Проблема была одна - сильный шторм в середине августа поломал весь лёд и отогнал его неожиданно далеко на север, так что до нормальных плотных льдов мы в этот раз так и не дошли, ограничившись ледовыми полями малой сплоченности, по которым скакали озадаченные мишки, каждую минуту вынужденные прыгать в воду и пускаться вплавь. Вообще, в этом году льда в Арктике было необычайно мало 

Порою отдельные льдины вроде как начинали смыкаться, образуя довольно плотные ледовые поля. Мы, полные надежд, отправлялись туда, а там за полосой тумана нас снова ждала открытая вода... Так потихоньку мы беспрепятственно дошли почти до 83-го градуса северной широты, до края континентального шельфа Евразии. Т.е. оказались гораздо севернее, чем каких-то 60-70 лет назад, до появления атомоходов, мог рассчитывать забраться любой ледокол. До Северного Полюса оставалось всего ничего, каких-то 800 км...

Кстати, мимо нас в этих нейтральных водах к северу от Земли Франца-Иосифа прошло одно-единственное судно - китайский экспедиционный ледокол Снежный Дракон. Возвращаясь из похода по Севморпути в Северную Атлантику, он обогнал нас по пути на Север, самонадеянно рассчитывая дойти до Северного Полюса! Не уверен, что им это в итоге удалось на их дизельной посудине. Полюс обычно благоволит только атомной энергии!

Вот как-то так, если вкратце, и прошёл наш "северный завоз"...

Понравилось ли нам? - Однозначно, ДА!  Такой Россию мы ещё не видели. А ещё говорят, что у нас посмотреть нечего. Порекомендуем ли всем и каждому? - Однозначно, НЕТ!  Север вообще "не для всех"... Не у всех он вызывает дрожь в душе, без которой местные красоты кажутся блёклыми и однообразными. Это особая волна - не у каждого человека её способен поймать внутренний "радиоприёмник"...

Кому могу смело порекомендовать, так это мужчинам, желающим сделать сюрприз любимой женщине.  

Жена всё ноет и просится "на острова, к синему морю - и чтобы природа не загаженная и без этих вечных толп туристов"?! Что ж, теперь Вы знаете, где есть такие острова у моря!

А если серьёзно, то я и сам постоянно думаю, глядя на мрачное низкое небо, синеватые отблески льда, ранний августовский снег, зябко жмущуюся к земле растительность, скудный животный мир - чем же Север, в широком понимании этого слова, так привлекает некоторых людей?

В этом рейсе время подумать у меня было - 120 часов чистого ходового времени в Баренцевом море располагают к размышлению - так что я для себя выплавил такую фразу, как "самую соль" своих долгих рассуждений:

Север - это монастырь нашей планеты. 

Подчёркнутый аскетизм и, одновременно, первозданная чистота северной природы, редкая улыбка Солнца, преображающая всё вокруг, звенящая тишина, граничащая с неорганическим молчанием мёртвых миров, бессилие крохотных комочков жизни перед безграничьем ледяной пустыни - все это навевает мысли о бренности всего сущего и заставляет задуматься о Вечности, скрывающейся за плотным пологом тумана...

Добро пожаловать в Серое Безмолвие...

 


Рассказ окончен

Вам понравился рассказ? Нажмите Автору будет приятно!

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ О КРУИЗАХ