КРУИЗНЫЕ СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ КРУИЗЫ НА ПРАЗДНИКИ ПОИСК КРУИЗОВ на
El BaklanEl Baklan
Россия Ростов-на-Дону
Страны: 121
Круизы: 15
Отзывы: 18
Порты: 36
Рассказы: 3
269

Hurtigruten - круиз вдоль побережья Норвегии

26 декабря 2015
5488
120

Hurtigruten – это существующая уже более ста лет пассажирская линия, по морю связывающая Северную Норвегию с южной частью страны. Сейчас паромы ежедневно ходят из Киркенеса на Крайнем Севере, в 15 км от российской границы (МТС даже там берёт!), до Бергена, столицы южно-норвежских фьордов. Паром уходит ежедневно – то есть, учитывая, что полный круг Берген-Киркенес-Берген занимает 12 дней (с заходом в несколько десятков портов по маршруту), на линии постоянно стоят 12 пароходов!

Я давно подумывал о такой поездке – в мире есть всего три подобные линии и на двух из них я уже вволю покатался (это чилийский Navimag и амеровский Alaska Marine Highway). Хуртигрутен казался мне логическим завершением моей глобальной фьордовой эпопеи. Но стандартные круизы Хуртигрутена отпугивали своей явно завышенной стоимостью, рассчитанной на скучающих европенсионеров…

В конце концов, я случайно наткнулся на рекламу relocation cruise – Хуртигрутен обещал круиз вдоль всего побережья Норвегии от Бергена на север, причём с заходом вглубь фьордов, с последующим переходом морем на Шпицберген и с 4 днями пребывания там. И все это по приемлемой цене – они гнали на Шпиц свой ретро-пароход 1953 года выпуска на летний круизный сезон и хотели окупить часть расходов, взяв на борт сотню туристов на время перегона. Я забронировал и оплатил поездку, но за месяц до отъезда планы у них внезапно поменялись и круиз отменили. В качестве компенсации предложив скидку 50% на стандартный круиз Берген-Киркенес-Берген – так мы и оказались в мае 2009 года на борту рейсового Хуртигрутена. Вдвоем по цене одного. Получилось 2500 евро за двоих на 12 дней в двухместной каюте с полным пансионом без экскурсий.

Что это за паромы? – кто бывал на балтийских паромах, то без проблем представит себе среднестатистический пароход Хуртигрутен. Разве что у норвегов они поменьше – водоизмещением не более 12.000 тонн, на 1000 пассажиров максимум. Пароходы на линии стоят очень разные. Бывают и совсем древние маленькие посудины 1950-х годов  – на них принципиально иной уровень комфорта, но зато есть ощущение «ретро» и мало пассажиров. Но 80% флота – современные суда, но без наворотов в стиле карибского круизного лайнера. На сайте Хуртигрутен в разделе «Онлайн-бронирования» можно узнать название судна на каждый конкретный день и потом посмотреть на том же сайте, что это за пароход.

Рекомендую относиться к этому внимательно, так как разница в классе судна значительная. У нас был Nordkapp – предпоследнее поколение. Этот паром знаменит тем, что пару лет назад налетел на скалы с грузом туристов в Антарктике и едва не потонул. Туристов эвакуировали, а паром надолго сдали в ремонт. 

Что за маршрут? – собственно говоря, вдоль всего побережья Норвегии с постоянным (каждые несколько часов) заходом в порты с непродолжительной стоянкой в них (4 часа максимум). Где-то 80% времени паром идет по различным проливам, заливам, бухтам, фьордам – то есть в непосредственной близости от берега, который виден с обоих бортов.

Только на севере они выходят в открытое море, но и там идут недалеко от берегов. Сразу хочу разочаровать – фьордов, узких и с отвесными километровыми стенами, как их все себе представляют по открыточным фотографиям, вы почти не увидите! Фьорды идут от гор к океану, перпендикулярно береговой линии – а корабль идёт вдоль неё, пересекая горловины фьордов в районе их выхода к морю.

По большей части пейзаж за иллюминатором представляет собой либо фьордообразные проливы между большими островами, либо маленькие скалистые островки, рассеянные по простору большой бухты. Это тоже очень красиво, но без фотогеничного драматизма. На маршруте всего два захода в настоящие узкие фьорды – в знаменитый Гейрангер-фьорд и в Тролль-фьорд у Свольвера на Лофотенах. Но это всего несколько часов суммарно из всех 12 суток! Правда, и у океанского побережья есть своя, особенная красота…

Что происходит на борту? – если коротко, это очередная плавучая богадельня… Пароход на 90% укомплектован ссохшимися евробабушками, которым давно уже на кладбище прогулы ставят, а их за каким-то х.... несёт за Полярный Круг! Соответственно, вся жизнь заточена под их запросы.

Номинально это вроде как грузо-пассажирский паром, но на самом деле линия давно держится на плаву только за счет туристов. Сами норвеги практически не юзают Хуртигрутен, грузов особых я тоже не заметил. «Круизность» линии имеет и свои положительные стороны – в частности, в виде шикарных «шведских столов» с изобилием реально дорогих морепродуктов типа королевских крабов и копчёного угря , а также большого количества обзорных палуб с креслами. На мостик, кстати, не пускают, сволочи!

Каюты комфортабельные, но размером с купе поезда – не раскинешься особо, короче. Поэтому большую часть времени мы проводили на палубе – либо открытой, либо на застекленной обзорной (в плохую погоду).

Что за бортом? – а за бортом Норвегия, без прикрас. Когда не везёт с погодой, пароход целеустремленно пилит по GPS сквозь непроглядный серый туман, из которого летят секущие струи ледяного дождя. А когда везёт – пароход делает тоже самое, но ты на бонус ещё и любуешься дивной красоты северной природой.

О погоде – она переменчива, но в мае-июне, к примеру, стоит ожидать температуры около +10 - +15, то есть куртка обязательна. На ветру так вообще дубак даже в четырехслойной одежде, перчатках и шапке. С дождём – как повезёт, какой атмосферный фронт зайдет. У нас дождь шёл 30-40% времени, полосами по 2-3 дня.

Обязательно надо взять очки от солнца – когда оно есть, оно очень яркое. Не забудьте про полярный день, кстати… Качки почти нет на большей части перехода, ибо паром идёт по закрытым акваториям. Риск серьезной качки есть только к северу от Хаммерфеста. Мы попали там в небольшой штормик с волной метра в 3-4 высотой.

Ничего ужасного не было, но народ заметно взбодрило, бабки возбудились и загомонили весьма оживленно! Прикольно…  Жена вообще этот момент отметила как лучший из всего трипа. Понравилась ей очень седая штормовая Баренцуха, хоть раньше и панически боялась морской болезни…

Что в портах? – нехитрый быт сельской Норвегии… Средняя продолжительность остановки – часа полтора, но и этого времени за глаза для того, чтобы обойти все эти крохотные рыбацкие поселочки, которыми усеяно океанское побережье страны. Все они на одно лицо, и самое живописное, что в них есть – это сам порт, где стоят десятки маленьких и не очень маленьких рыболовных посудинок, весьма непохожих одна на другую, кстати. Индивидуализм, во блин как…

Из относительно крупных городов заходили в Тронхейм, Олесунн и Тромсё, но вряд ли какой-либо из них возбудит вас настолько, что вам захочется в нем остаться, проигнорировав последний гудок уходящего корабля… В общем, лично мне порты подарили от силы 5% впечатлений от этой поездки. Зачастую мы просто не сходили на берег, выглянув в иллюминатор и увидев, что нас там ждёт… Но это моё личное мнение – я вообще-то нереально прусь от северной природы, но как-то всегда чморю северные поселения людей.

Так что там вообще может нравиться? – ИМХО, конечно, но лучшее из того, что Хуртигрутен может предложить – это само ощущение путешествия по северным морям, с тихо вибрирующей палубой под ногами, с солёным порывистым ветром за каждым углом палубной надстройки, с постоянным шумом холодной зеленоватой волны, взрезаемой носом корабля, с неуловимо меняющейся скалистой береговой линией …

Нет, нам не надоело за 12 суток – мы не раз обсуждали этот вопрос между собой и это честный ответ. Мы реально кайфанули там и я бы еще раз вписался в эту тему, без вопросов (может, и впишусь еще). Это действительно очень живописные места и природа вокруг очень разная. Но для того, чтобы этим проникнуться, нужно быть готовым видеть нюансы игры света и тени на склонах гор, разницу между гранитом и песчаником, между водой фьорда и океана, между обычной березкой и стлаником…

Нужно просто любить море и Север, короче… В противном случае там с ума можно сойти от скуки – что, похоже, и делает подавляющее большинство пассажиров, выходя из состояния унылого анабиоза только к завтраку, обеду и ужину. Мне, если честно, не совсем понятна их мотивация – или им в профсоюзе европенсионеров эти путевки распределили «в нагрузку» к чему-то более привлекательному? 

А что по деньгам и как можно сэкономить? – вопрос не праздный, так как ценник весьма бодрящий! За двоих на 12 дней по полной ставке летом получается около 5 килоевро. Нужно очень любить Север, чтобы потратить эти деньги, эквивалентные двухнедельному карибскому круизу для двоих на судне гораздо более высокого класса!

Во-первых, необязательно брать полный круиз, т.к. в обратном направлении он полностью повторяется! Можно взять только плечо Берген – Киркенес или Киркенес – Берген. Хотя там и не такая уж супер-экономия получается, процентов 30 где-то.

Во-вторых, можно отказаться от полного пансиона или вообще от каюты, купив на их сайте только право проезда от порта до порта. В каждом промежуточном порту есть супермаркет, на пароходе есть буфет (но дорогой), а «шведские столы» можно оплачивать отдельно.

Я бы порекомендовал ежедневно брать только ланч – «шведский стол» (около 25-30 евро), наедаться там как удав морскими гадами, а завтрак и ужин заменить печеньем и молоком из портового магазина.

На пароходе есть бесплатная сауна с душем и полотенцами, так что помыться-постираться можно и без каюты. Немногочисленная европейская молодежь так и делала. Бескаютный народ спит либо в салоне на обзорной палубе на диванчиках (когда расходятся пенсионеры, а они от х.... делать допоздна сидят, суки!), либо в спальных мешках в шезлонгах, стоящих на открытой палубе под навесом.

Я лично могу порекомендовать присмотреться к детскому уголку, так как дети (весьма малочисленные) ложатся раньше пенсионеров. Помню, сам на Аляске шикарно там спал несколько ночей на мягких матах, с огромным плюшевым мишкой вместо подушки!  Пол в большинстве внутренних помещений застелен мягким теплым ковролином, так что можно найти приватный закуток за диванами и уютно выспаться, имея подушку и спальник (тоже не с потолка взято, проверено самолично на пароме в Тасмании). В таком случае, на Хуртигрутен совсем необязательно копить годами!

Скажем для примера, переход Тромсё – Тронхейм продолжительностью 53 часа (два дня и три ночи) в августе обойдется всего в 300 евро с человека, если не брать каюту и пансион. Доступно даже в кризис!

Именно этот участок я бы порекомендовал для краткой поездки – из Тромсё в Тронхейм (а не наоборот). Тут по сравнению с другими вариантами лучшие часы прихода – ухода в порт, лучшая доступность самих портовых городов по воздуху и по земле, самые сочные и колоритные виды, включая Лофотены с Тролль-фьордом и район Брённёйсунда.

Сам факт пересечения Полярного Круга и даже наименьшая заполненность парома (многие сходят в Киркенесе и на юг едет меньше народу, чем на север). И за это время можно уж точно насытить свои глаза красотой береговой Норвегии, особенно если воспользоваться преимуществами полярного дня и кофеиновых таблеток! Если с погодой повезет…

Подводя итог, могу сказать, что я бы не стал рекомендовать Хуртигрутен каждому встречному – типа «ты должен это увидеть before you die»… Это скорее для тех людей, кто чётко знает, чего он хочет и хоть примерно представляет себе, что именно он увидит.

Если просто хочется первый раз в жизни увидеть фьорды, лучше прилететь в Берген на неделю и взять напрокат машину! Этот маршрут однозначно не для всех, а только для настоящих ценителей Севера – или для тех, кто хочет в него влюбиться…

Немного фото - для того, чтобы представить себе красоты на пути следования:

Сурово нас встречали Лофотены...

А вот окрестности Нордкаппа, наоборот, порадовали курортным цветом воды!

На Севере Норвегии много иззубренных скал.

По фьордам и проливам постоянно снуют такие вот колоритные водные судёнышки.

Второй заход на Лофотены порадовал хорошей погодой.

Звезда Лофотенов - Тролль-фьорд!

Он шикарно смотрится и с близкого расстояния.

Издалека он, правда, тоже ничего!

Столица Лофотенских островов - Свольвер

Прощание с Лофотенами вообще удалось на славу!

Район Брённёйсунда поражает количеством островов и узких проливов.

Тамошняя достопримечательность - скала с дыркой внутри, Торгхаттен. Надеюсь, видно.

Порою было безветренно и жарко, как на Карибах. Народ тусил в футболках

Вот это место у выхода из Согнефьорда мне очень понравилось! Бирюзовая вода и красивые скалы со множеством островов, дикая красота и почти полное безлюдье... Хочу вернуться сюда на машине! Это недалеко от Бергена.


Рассказ окончен

Вам понравился рассказ? Нажмите Автору будет приятно!

Комментарии (30)

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

    УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ О КРУИЗАХ